Ну совсем, великие Мастера Культуры и Искусства в далёком от нас прошлом не думали о том, что их Имена когда-нибудь станут рекламными брендами, а их бессмертные Творения будет «насиловать» реклама. Часто умирая в нищете, Они до последнего вздоха творили, не разменивая свой Талант на дешёвые медяки…
Но вот пришла эра (де)шоу и Классические Произведения невероятной творческой силы и мощи стали размениваться благодарными «потомками» на рингтоны, и прочие пустозвоны.
Обидно за Великих!
Когда-то мне пришла в голову идея воспеть в стихах прославленного олимпийского Чемпиона по тяжёлой атлетике — Юрия Власова:
«Во весь гигантский рост
Могучего Таланта
Выходят на помост
Титаны и Атланты
—
Характер штанги крут
И с ним ведя сраженье
Атлеты связки рвут
От перенапряженья
—
Но вновь в «железный ад»
Выходят неустанно
Чтоб укротить снаряд
Атланты и Титаны
—
Железно пальцы мнут
Сталь грифа — отблеск гордый,
Под натиском минут
Здесь рушатся рекорды
***
Но вот — победный шаг,
Фанфары, все — взорвитесь:
К «железу» неспеша
Подходит Русский Витязь
—
Пред ним полуприсев
Он — весь, в напряге пробы,
Готовит мышцы все
Взорваться дружно, чтобы
—
Всю мощь, литой рельеф,
Как взрыв, раскрыв, удвоил,
Чтоб вес застыл, взлетев
Победно над главою
***
Держи Титан свой вес,
Пусть он вдавил мгновенно
Тебя в помост как пресс,
Буграми вздыбив вены
—
Держись Атлант, пока
Тебе подвластна «ноша»
Жизнь в спорте — так кратка!
А вызов — вот он, брошен!»
…Если эти строки переосмыслить, то они подходят не только к Героям спорта, но и ко всем Титанам Духа и Атлантам Мысли, неважно, в какой области эти Личности оставили свой яркий и глубокий след: в живописи, музыке, литературе, архитектуре, или в воспитании детей — везде!
На их фоне последующие поколения (не ограничиваю рамки временного слоя) смотрятся как-то немощно и неубедительно, причём каждое следующее поколение — деградирует (дешевеет) всё более и более. Конъюнктура и приспособленчество делают своё «дело» . И если в спорте халтура разоблачает себя сразу (там всё наглядно, как на ладони: недотренируешься, сачканёшь — не выиграешь!), то в области «культуры» «малое» научилось маскироваться под «большое». Но круги на воде от брошенного камня — неумолимо «сходят на нет» , по убывающей…
«На газоне грыз травУ…»
Давно ищу юмористическую статью, прочитанную ещё в «эпоху» СССР. Речь там идёт о переписке редакции литературного журнала с графоманами, то есть — с людьми, считающими себя великими поэтами, но писать стихи — не умеющие, из-под пера которых выходят «стишки» — уродцы, типа:
«На газоне грыз травУ,
Аппетитно впрочем кстати,
Злой коров. За потравУ
Ейный хозяин будет в накладе…»
***
«Ко мне пришёл водопроводчик,
И отопление врубил,
Я ненавижу его очень
За то, что взял с меня рубиль…»
С припиской: «Гонорар прошу не задерживать!» . На что редакция ответила: «Если бы к Вам пришло вдохновение — Вы бы возможно и получили свой гонорар. Но так, как к Вам пришёл всего-навсего слесарь-водопроводчик, то гонорар получил, естественно, он.»
Цитирую по памяти, возможны искажения. Если кто-то владеет этим материалом, и поправит — буду признателен!
Кстати, комментарии, присылаемые авторами к своим же произведениям, по своей «шедевральности» не уступают самим произведениям:
Так, один из авторов к своим «стихам» приписал: «Между прочим, моё творчество — на уровне творчества Лермонтова!» На что редакция ответила: «Поскольку у нас не нашлось критика на уровне Белинского — оценить Ваш недосягаемо-высокий уровень было некому.»
Из истории переписки:
Часто нам, работникам редакции, приходится читать очень слабые стихотворные послания примерно такого типа:
«Вчера ночью я, неожиданно проснувшись, сходил кое-куда и на обратном пути, меня, вдруг, «осенило» :
Не сказав жене об этом,
Что почувствовав поэтом,
Я забросил в угол шлёпанц
И на улицу ушлёпанц…
Там, обуреваемый неведомыми мне доселе чувствами я и сочинил прилагаемый стих»
На что редакция в таких случаях советует автору письма не разбрасываться зазря шлёпанцами, потому что не в этом заключается творческий метод поэта.
Вот тут всех авторов можно разбить на три типа, в зависимости от настроя и творческого запала:
1. Первый тип «стихотворца» — абсолютно не агрессивен. Получив отказ на публикацию первых стихов, он только радуется, что не надо больше по ночам пыхтеть над рифмами, а можно просто восстанавливать свои силы здоровым сном. Такие — новых писем не присылают…
2. Авторы второго типа новые стихи присылают, но с жалостливой припиской: «Публикнули бы!..»
3. Но когда речь заходит о третьей категории писателей — у работников редакции начинается дёргаться всё: щёки, руки, ноги, и прочие отделы организма. Это — сочинители атакующего плана. Плучив отказ на первую вёрстку стихов, они долго и недоверчиво изучают письмо сквозь лупу, разрезают и выворачивают конверт, просматривают бумагу на просвет, используя лампы освещения. И лишь удостоверившись, что в ответном послании ничего кроме отказа — нет, они выхватывают авторучку, как шпагу из ножен и начинают ей колоть чистый лист бумаги:
«Между прочим, мой дед и отец были участниками первых пятилеток, сам я тоже активно тружусь на производстве, где и потерял безымянный палец. К тому же я — активный член пред.дом.кома по борьбе с бродячими псами и прочими лицами. Надеюсь, что, учитывая эти автобиографические подробности, стихи будут размещены в журнале!»
На что редакция отвечает, что автобиография — ничего себе, на уровне, но стихи к сожалению ей сильно уступают.
Мстительное перо обнажается вновь. Главному редактору — выводит оно:
«Слушай ты, главный редактор, нафига ты разрешаешь узколобым дуракам писать рецензии на мои стихи? У них же лимитированное количество извилин! Надеюсь, коллега, у тебя хватит ума устранить отмеченные мною здесь недостатки?!»
В ответном письме не видно стремления главного редактора расправиться со своим штатом, и перо обнажается вновь. В Совет Министров, выводит оно:
Ну и ну! Лично я послал в журнал с полсотни гениальных стихов, и хоть бы один из них был напечатан. Вместо этого редакция публикует стихи, к которым пришпилена деньга. Я слыхал, что за одну строчку оне цапают по три рубля шестьдесят две копейки. Хорошо, что я — миниатюрный поэт, а те, которые поэмы пишут? Сколько же поллитров водки вынуждены они оторвать от себя ради любимого хобби!..
А если я деньгов не шлю, значит меня — под зад коленкой, да?! Ну нет, не зарастёт моя тропа к народу!!!»
К чему я всё это сюда прикрутил?
В пору моей молодости было более чёткое понимание ЧТО такое серость. Конечно, и сереньких писателей-приспособленцев было достаточно, которые выезжали обычно на государственных полит.заказах (например на «лениане» : когда все к юбилею Ленина начинают его славословить «кто во что горазд» . Но народ-то, воспитанный на Толстом и Тургеневе — не проведёшь! Кто тех читал-то? Многие фамилии народу были просто неизвестны, и не ведали мы, что какой-либо Пупкин просиживает штаны в Союзе Писателей…
Вспомнилась одна книжонка из времён Н.С.Хрущёва, случайно попавшая на глаза, и, к сожалению, не сохранённая. Посвящена она была очередному съезду комсомола (ВЛКСМ). Открываю, читаю…
Сначала, как говорил Огурцов — сплошной сурьёз, и вдруг дохожу до места:
«Среди делегатов съезда пронёсся слух, что сам Никита Сергеевич Хрущёв с другими членами политбюро собираются посетить съезд. Это известие сильно всех взволновало, стали гадать — в какой день это произойдёт…
И вот наконец это свершилось: под гром оваций делегатов съезда в президиуме появились товарищи Хрущёв, Суслов… (Далее идёт перечисление всех членов политбюро, и во что они были одеты, вплоть до цвета носков).
На трибуну поднялась девушка-ударница, выращивающая в совхозе свиней, и начала рапортовать о своих личных успехах.
Никита Сергеевич её спросил: «Такая маленькая и не боитесь свиней?»
«Нет!» — ответила отважная комсомолка…»
Да, «перлов» хватало! Жаль мы их не читали…
Но вот что интересно: в те времена очень ревностно охраняли культурный «Олимп», и никто не претендовал на место «небожителей» — Пушкина, Тютчева, Баратынского, Некрасова, Гоголя…
Сейчас же «серость» пошла в атаку по всему фронту, и как-то неудобно перед Классиками литературы за тексты современных шлягеров — народу нравится любая безвкусица, выстроенная на очень слабом владении родным языком. Ведь чем отличались Пииты прошлого? Не только зорким поэтическим зрением, чувством внутренней гармонии и музыкальности языка, но ВЕЛИКИМ ТРУДОМ, с которым Русские и Советские Писатели изучали глубины недр языка, на котором Они отображали свой не менее глубокий личностный Внутренний Мир! Просто поражает глубина и многокрасочность их литературных Образов, Их блестящий творческий каллиграфический почерк!
Разве они могли себе вообразить, что в двадцать первом веке появятся граждане, превратившие сами себя в БРЕНДЫ, но не с помощью исключительных творческих талантов, а с помощью новых полит- и блоггерско-интернетовских технологий, как например сделал свою карьеру Навальный. Разве он смог бы раскрутить себя как политика, если бы у большинства его читателей хватало бы читательского вкуса и внутренней культуры?
Прецендент — создан, ждём новых навальных, коим вероятно не будет числа!..
Ничего удивительного в этом нет. Все это звенья одной цепи, которую много десятилетий назад выковали забугорные политтехнологи. Разрушили великую державу — разрушили великую культуру — разрушили ВСЁ! У нас на Украине русскую литературу и язык фактически искоренили. В основной своей массе мы никогда не говорили грамотно на русском языке, но хотя бы писать могли многие без ошибок… А сейчас молодежь вообще не знает классической русской литературы и не знает языка. Говорят на суржике с матерщиной. Еще немного и кто такой Пушкин они знать не будут (да и не знают, я думаю). У моей внучки в первом классе (она учится в украинском классе) уроки русского языка проходят… в виде просмотра русскоязычных мультиков!!!!!!!!!!!! И ВСЁ! Причем это все вполне официально, согласно учебной программе. Ну и скажите, что это не запланированное уничтожение нашей культуры. Печально и больно
Спасибо, Татьяна, за откровенную точку зрения!
Всё, о чём Вы сейчас рассказали — до боли унизительно… Да, конечно — Запад = первопричина всех наших бед, и начиналось это с главного «друга» России — Великобритании. Штатов тогда ещё и в помине не было. Но англичане вредили всем, не только славянам. А вот то, что славяне традиционно-разобщены — не делает им чести!
Интересная тема,Сергей! То, что чукча не читатель, чукча — писатель, сейчас знают все, потому, что в наш компьютеризированный век пишут все кому не лень. Я тут несколько раз заходила на сайт одного молодого человека, который пишет проблемах с отчимом и каждая статья — вопль души. Знаете, с одной стороны жалко парня, а с другой разбирает злость: сколько можно ныть, руки — ноги есть, голова, надеюсь, тоже, делай сам свою жизнь так, как ты хочешь.
Еще меня поражает не безграмотность, а то, что в статьях используется не нормативная лексика. Люди, что, разучились нормально выражать свои мысли?
Спасибо, Елена, за откровенную точку зрения. Меня самого ненормативная лексика (которую я называю даже не сквернословием, а — ГРЯЗНОсловием) — выворачивает наизнанку. Но ведь — ЧТО способствовало развитию этого явления? Во все времена — одно и тоже: тюрьмы, тюрьмы, лагеря и лагеря…
При царе: Всех — в Сибирь! После царя Сибирь показалась маловатой, по эту сторону Урала лагерей настроили. Потом писатели, прошедшие через лагеря и описывая лагерную жизнь — «натуризовали» всё это «один-в-один», и всё население страны поняло: раз уж печатное слово таково, то чего матершины стесняться, даже в моду это вошло. Когда раньше-то интеллигенция в России материлась?.. Грустно!
That isnight would have saved us a lot of effort early on.
It’s about time soomene wrote about this.